УТВЕРЖДЕНО приказом директора автономного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Удмуртской Республики» (АУ «МФЦ УР») от 09.01.2018г. № 18/01-05 ПОЛОЖЕНИЕ об антикоррупционной политике автономного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Удмуртской Республики» г. Ижевск, 2018 1. Цели, задачи и принципы антикоррупционной политики 1.1. Положение об антикоррупционной политике АУ «МФЦ УР» (далее – автономное учреждение, МФЦ) – документ, утверждающий комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности (далее – Антикоррупционная политика). 1.2. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – ФЗ № 273), Уставом автономного учреждения и действующим законодательством. 1.3. Основными целями внедрения в МФЦ Антикоррупционной политики являются: - минимизация риска вовлечения автономного учреждения, ее руководства и работников в коррупционную деятельность; - формирование у работников автономного учреждения, независимо от занимаемой должности, контрагентов и иных лиц единообразного понимания политики автономного учреждения о неприятии коррупции в любых формах и проявлениях. 1.4. В соответствии с ФЗ № 273 противодействие коррупции основывается на следующих основных принципах: 1) законность; 2) публичность и открытость деятельности автономного учреждения; 3) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; 4) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; 5) комплексное использование организационных, правовых, специальных и иных мер; 6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; 7) сотрудничество государства с организациями, физическими лицами и т.д. 1.5. Меры по профилактике коррупции: 1) формирование нетерпимости к коррупционному поведению в любых формах и проявлениях; 2) антикоррупционная экспертиза правовых актов, их проектов, договоров; 3) разработка и выполнение комплекса мероприятий, позволяющих снизить вероятность вовлечения автономного учреждения, ее руководителей и работников в коррупционную деятельность, осуществляется с учетом степени выявленного риска; 4) активное участие работников автономного учреждения независимо от должности в формировании и реализации антикоррупционных стандартов и процедур. 5) контроль за исполнение и соблюдением требований Антикоррупционной политики. 1.6. С настоящей Антикоррупционной политикой сотрудники независимо от занимаемой должности знакомятся под подпись и несут индивидуальную ответственность в соответствии с разделом 12 настоящего Положения и действующим законодательством. 2. Основные понятия и определения Взятка - получение должностным лицом, лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе; Коммерческий подкуп - незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением; Контрагент - любое юридическое или физическое лицо, с которым автономное учреждение вступает в договорные отношения, за исключением трудовых отношений. Конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника (представителя организации) влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (трудовых) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника (представителя организации) и правами и законными интересами организации, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам, имуществу и (или) деловой репутации организации, работником (представителем организации) которой он является. Коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица; Личная заинтересованность работника (представителя организации) - заинтересованность работника (представителя организации), связанная с возможностью получения работником (представителем организации) при исполнении должностных обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц. Превышение должностных полномочий Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. 3. Область применения и круг лиц, попадающих под действие 3.1. Основным кругом лиц, попадающих под действие настоящего положения, являются работники автономного учреждения, находящиеся в трудовых отношениях, вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций. 3.2. Положения настоящей Антикоррупционной политики могут распространяться на иных физических и (или) юридических лиц, с которыми автономное учреждение вступает в договорные отношения, в случае если это закреплено в договорах, заключаемых автономным учреждением с такими лицами. 4. Должностные лица МФЦ, ответственные за реализацию Антикоррупционной политики 4.1. Директор автономного учреждения является ответственным за организацию всех мероприятий, направленных на противодействие коррупции в МФЦ. Исходя из установленных задач, специфики деятельности, штатной численности, организационной структуры, директор автономного учреждения назначает лицо или несколько лиц, ответственных за реализацию Антикоррупционной политики. 4.2. Автономное учреждение имеет следующую структуру распределения обязанностей и ответственности между ответственными лицами: 4.2.1. Основные обязанности уполномоченного лица, ответственного за реализацию Антикоррупционной политики в автономном учреждении (далее – уполномоченное лицо): - реализация норм, установленных ФЗ № 273; - подготовка рекомендаций, предложений для принятия решений по вопросам противодействия коррупции в автономном учреждении и направленных на устранение причин и условий, порождающих риск возникновения коррупции в автономном учреждении; - разработка и представление на утверждение директора автономного учреждения проектов локальных нормативных актов, направленных на реализацию мер по предупреждению коррупции; - разработка комплекса мер по устранению и/или минимизации коррупционных рисков, предупреждению правонарушений; - проведение контрольных мероприятий, направленных на выявление коррупционных правонарушений работниками автономного учреждения; - организация проведения оценки коррупционных рисков; - прием и рассмотрение сообщений о случаях склонения работников к совершению коррупционных правонарушений в интересах или от имени иной организации, а также о случаях совершения коррупционных правонарушений работниками, контрагентами автономного учреждения или иными лицами; - организация работы по рассмотрению заявлений о конфликте интересов; - организация обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции и индивидуального консультирования работников; - проведение расследования (проверки) по выявленным случаям нарушения действующего законодательства в сфере противодействия коррупции, и составление протокола с заключением по проведенной проверке. - оказание содействия уполномоченным представителям контрольно-надзорных и правоохранительных органов при проведении ими инспекционных проверок деятельности организации по вопросам предупреждения и противодействия коррупции; - оказание содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений, включая оперативно-розыскные мероприятия; - организация мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции; - участие в организации антикоррупционной пропаганды; - проведение оценки результатов антикоррупционной работы и подготовка соответствующих отчетных материалов для директора автономного учреждения. 4.2.2. В филиалах и районных структурных подразделениях ответственность за реализацию норм, установленных ФЗ № 273 и настоящим положением возложены на директоров (далее – ответственные (-ое) лица (-о)). Директора филиалов и районных структурных подразделений: - при реализации требований в сфере антикоррупционного законодательства в своих подразделениях, руководствуются действующим законодательством и настоящим положением; - получают указания и поручения от уполномоченного лица, ответственного за реализацию Антикоррупционной политики в автономном учреждении; - ведут на местах необходимую документацию, в соответствии с настоящим положением; - своевременно и в соответствии с порядком, утвержденным настоящим положением, докладывают обо всех случаях и фактах выявления конфликтов интересов, коррупции и т.д. уполномоченному лицу или директору автономного учреждения. - проводят обучение сотрудников в своих подразделениях; - предоставляют уполномоченному лицу ежегодный отчет о выполнении плана, результатах проведенных мероприятий и наличии/отсутствии выявленных фактах конфликта интересов, коррупции и т.д. - предлагают уполномоченному лицу или директору автономного учреждения предложения по улучшению и оптимизации антикоррупционных мероприятий в автономном учреждении. 4.3. Уполномоченное лицо, ответственные лица и работники автономного учреждения несут индивидуальную ответственность в соответствии с разделом 12 настоящего Положения за нарушения требований действующего антикоррупционного законодательства. 5. Обязанности МФЦ и работников, связанные с предупреждением и противодействием коррупции 5.1. Все работники вне зависимости от должности и стажа работы в автономном учреждении в связи с исполнением своих должностных обязанностей должны: - руководствоваться действующим законодательством и настоящим положением Антикоррупционной политики, неукоснительно соблюдая все принципы и требования; - воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений в интересах или от имени автономного учреждения, в том числе от участия (дача/получение) взятки, коммерческого подкупа, а так же в личных интересах, в том числе с превышением должностных полномочий; - воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени автономного учреждения или в личных интересах; - незамедлительно информировать непосредственного руководителя/уполномоченное лицо, ответственное за реализацию Антикоррупционной политики о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений; - предоставлять достоверную информацию; - незамедлительно информировать непосредственного руководителя/уполномоченное лицо, ответственное за реализацию Антикоррупционной политики/руководство автономного учреждения о ставшей известной работнику информации, о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами МФЦ или иными лицами; - сообщить непосредственному руководителю или ответственному лицу о возможности возникновения либо возникшем у работника конфликте интересов. 5.2. Уведомление о фактах склонения к совершению коррупционных правонарушений оформляется в свободной форме (рекомендуемый образец уведомления прилагается - Приложение 1). К уведомлению могут прилагаться материалы, подтверждающие обстоятельства склонения работника к совершению коррупционных правонарушений. При нахождении работника не при исполнении должностных обязанностей либо вне пределов места работы, о факте склонения его к совершению коррупционного правонарушения он уведомляет любым удобным способом и по доступным средствам связи, а по прибытии на место работы оформляет уведомление в течение одного рабочего дня. 5.3. Непосредственный руководитель (директор), получивший сведения о коррупционных правонарушениях (или к их склонению) незамедлительно доводит данную информацию до ответственного лица, ответственного за реализацию Антикоррупционной политики в автономном учреждении, или директора автономного учреждения. 5.4. Ответственное лицо, регистрирует уведомления в Журнале регистраций уведомлений о фактах склонения к коррупционным правонарушениям (Приложение 2). 5.5. Директор принимает меры по организации проверки сведений, содержащихся в уведомлении. Уполномоченное лицо, ответственное за реализацию Антикоррупционной политики при подтверждении информации о коррупционном правонарушении направляет копии уведомлений и соответствующих материалов в территориальные органы прокуратуры по месту работы сотрудника. 6. Мероприятия
6.1. Ежегодно директором автономного учреждения утверждается план реализации антикоррупционных мероприятий, с указанием сроков проведения мероприятий и ответственного исполнителя. Проект плана подготавливает уполномоченное лицо, ответственное за реализацию Антикоррупционной политики в автономном учреждении. 6.2. На информационных стендах структурных подразделений и на сайте автономного учреждения выкладывается информация об антикоррупционных мероприятиях и порядке предупреждения коррупции. 6.3. Ответственное лицо не реже одного раза в год проводит обучение работников с требованиями действующего законодательства в сфере противодействия коррупции и внутренними локальными актами. Учебы могут быть: плановые; и внеплановые – в случае по уведомлению о склонению к коррупционным правонарушениям; по информации (предоставленной в письменной форме), полученной от правоохранительных, судебных и иных органов, организаций, граждан. 6.4. По основаниям, указанным в п. 6.3. настоящего Положения, за исключением плановых, уполномоченное лицо вправе проводить проверки. Проверка осуществляется в течение семи рабочих дней. По результатам проверки уполномоченное лицо составляет протокол с указанием в нем ситуации, анализа, решения (наличия/отсутствия признаков конфликта интересов/коррупционного правонарушения). Указанный протокол, подписанный ответственным лицом, направляется директору, который по рассмотрению протокола вправе принять соответствующие меры, в том числе дисциплинарного характера. 6.5. Не позднее 31 декабря текущего года уполномоченное лицо составляет отчет о проделанной работе за год, наличии правонарушений, принятых мерах, исполнении плана и т.д. и направляет директору автономного учреждения. 6.6. Проводится анализ поступающих жалоб и заявлений на наличие сведений о фактах коррупции. 6.7. Руководством обеспечивается целевое использование бюджетных средств, с учетом требований законодательства в сфере закупок, и обеспечивается целевое использование имущества. 6.8. Проводится работа с контрагентами путем включения в договорные отношения антикоррупционных обязательств и ответственности. 6.9. В соответствии со ст. 12 ФЗ № 273 при заключении трудового договора с бывшим государственным/муниципальным служащим обеспечивается направление информации предыдущему его работодателю. 7. Оценка коррупционных рисков 7.1. Целью оценки коррупционных рисков является определение конкретных процессов и операций в деятельности автономного учреждения, при реализации которых наиболее высока вероятность совершения работниками автономного учреждения коррупционных правонарушений как в целях получения личной выгоды, так и в целях получения выгоды автономным учреждением. 7.2. Оценка коррупционных рисков является важнейшим элементом Антикоррупционной политики. Она позволяет обеспечить соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий специфике деятельности и рационально использовать ресурсы, направляемые на проведение работы по профилактике коррупции. 7.3. Оценка коррупционных рисков проводится уполномоченным лицом на регулярной основе. 7.4. Порядок проведения оценки коррупционных рисков: - оценка всех стадий деятельности при которых наиболее вероятно возникновение коррупционных правонарушений; - характеристика выгоды или преимущества, которое может быть получено автономным учреждением или ее отдельными работниками при совершении "коррупционного правонарушения"; - оценка должностей в автономном учреждении, связанных с высоким коррупционным риском, участие каких должностных лиц автономного учреждения необходимо, чтобы совершение коррупционного правонарушения стало возможным; - вероятные формы осуществления коррупционных платежей; - на основании проведенного анализа подготовить "карту коррупционных рисков организации" - сводное описание "критических точек" и возможных коррупционных правонарушений. 8. Консультирование и обучение работников автономного учреждения
8.1. При организации обучения работников по вопросам профилактики и противодействия коррупции необходимо учитывать цели и задачи обучения, категорию обучаемых. 8.2. Консультирование по вопросам противодействия коррупции осуществляется в индивидуальном порядке. В автономном учреждении консультирование осуществляет уполномоченное лицо. Консультирование по частным вопросам противодействия коррупции и урегулирования конфликта интересов проводится в конфиденциальном порядке. 9. Внутренний контроль и аудит
9.1. В соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлена обязанность осуществления внутреннего контроля автономным учреждением, который способствует профилактике и выявлению коррупционных правонарушений в деятельности учреждения. При этом наибольший интерес представляет реализация таких задач системы внутреннего контроля и аудита, как обеспечение надежности и достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности автономного учреждения и обеспечение соответствия деятельности требованиям нормативных правовых актов и локальных нормативных актов учреждения. Для этого система внутреннего контроля и аудита учитывает требования Антикоррупционной политики, реализуемой автономным учреждением, в том числе: - проверка соблюдения различных организационных процедур и правил деятельности, которые значимы с точки зрения работы по профилактике и предупреждению коррупции; - контроль документирования операций хозяйственной деятельности автономного учреждения; - проверка экономической обоснованности осуществляемых операций в сферах коррупционного риска; - проверка наличия фактов личной заинтересованности работников, превышения (злоупотребления) должностных полномочий, злоупотребление доверием, мошенничества, взяточничества и т.д. 9.2. Контроль документирования операций хозяйственной деятельности, прежде всего связан с обязанностью ведения финансовой (бухгалтерской) отчетности организации и направлен на предупреждение и выявление соответствующих нарушений: составления неофициальной отчетности, использования поддельных документов, записи несуществующих расходов, отсутствия первичных учетных документов, исправлений в документах и отчетности, уничтожения документов и отчетности ранее установленного срока и т. д. 9.3. Проверка экономической обоснованности осуществляемых операций в сферах коррупционного риска проводится в отношении обмена деловыми подарками, представительских расходов, благотворительных пожертвований, вознаграждений внешним консультантам и других сфер. При этом следует обращать внимание на наличие обстоятельств - индикаторов неправомерных действий, например: - оплата услуг, характер которых не определен либо вызывает сомнения; - предоставление дорогостоящих подарков, оплата транспортных, развлекательных услуг, выдача на льготных условиях займов, предоставление иных ценностей или благ внешним консультантам, государственным или муниципальным служащим, работникам аффилированных лиц и контрагентов; - выплата посреднику или внешнему консультанту вознаграждения, размер которого превышает обычную плату для организации или плату для данного вида услуг; - закупки или продажи по ценам, значительно отличающимся от рыночных; - сомнительные платежи и др. 9.4. При наличии фактов личной заинтересованности работников, превышения и/или злоупотребления должностными полномочиями (в том числе мошеннические действия, взяточничество и т.д.) изучаются все обстоятельства, условия произошедшего, результат противоправных действий, наличие вины, мотива и умысла работника, наличие доступа к определенным ресурсам... 10. Меры по предупреждению коррупции
при взаимодействии с организациями-контрагентами
10.1. В антикоррупционной работе автономного учреждения, осуществляемой при взаимодействии с организациями-контрагентами, выделяются два направления: Первое из них заключается в установлении и сохранении деловых отношений с теми организациями, которые ведут деловые отношения в добросовестной и честной манере, заботятся о собственной репутации, демонстрируют поддержку высоким этическим стандартам при ведении бизнеса, реализуют собственные меры по противодействию коррупции, участвуют в коллективных антикоррупционных инициативах. В этом случае проверка может представлять собой сбор и анализ находящихся в открытом доступе сведений о потенциальных организациях-контрагентах: их репутации в деловых кругах, длительности деятельности на рынке, участия в коррупционных скандалах и т. п. Внимание в ходе оценки коррупционных рисков при взаимодействии с контрагентами уделяется при заключении сделок слияний и поглощений. Другое направление антикоррупционной работы при взаимодействии с организациями-контрагентами заключается в распространении среди организаций-контрагентов программ, политик, стандартов поведения, процедур и правил, направленных на профилактику и противодействие коррупции, которые применяются в автономном учреждении. Определенные положения о соблюдении антикоррупционных стандартов могут включаться в договоры, заключаемые с организациями-контрагентами. 10.2. В автономном учреждении осуществляется информирование общественности о степени внедрения и успехах в реализации антикоррупционных мер, в том числе посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте автономного учреждения. 11. Сотрудничество с правоохранительными органами
в сфере противодействия коррупции
11.1. Автономное учреждение принимает на себя публичное обязательство сообщать в соответствующие правоохранительные органы о случаях совершения коррупционных правонарушений, о которых учреждению (работникам учреждения) стало известно. 11.2. Сотрудничество с правоохранительными органами также проявляется в форме: - оказания содействия уполномоченным представителям контрольно-надзорных и правоохранительных органов при проведении ими инспекционных проверок деятельности автономного учреждения по вопросам предупреждения и противодействия коррупции; - оказания содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений, включая оперативно-розыскные мероприятия. 11.3. Руководству автономного учреждения и его работникам следует оказывать поддержку в выявлении и расследовании правоохранительными органами фактов коррупции, предпринимать необходимые меры по сохранению и передаче в правоохранительные органы документов и информации, содержащей данные о коррупционных правонарушениях. При подготовке заявительных материалов и ответов на запросы правоохранительных органов к данной работе привлекаются специалисты в соответствующей области права. Руководство и работники не должны допускать вмешательства в выполнение служебных обязанностей должностными лицами судебных или правоохранительных органов. 12. Ответственность работников за несоблюдение требований Антикоррупционной политики
12.1. Автономное учреждение и все его работники должны соблюдать нормы Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и действующего законодательства в антикоррупционной сфере. 12.2. Все работники автономного учреждения вне зависимости от занимаемой должности несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством РФ, за соблюдение принципов и требований настоящей Антикоррупционной политики. 12.3. Лица, виновные в нарушении требований настоящего положения и действующего законодательства, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности. 13. Порядок пересмотра и внесения изменений
в Антикоррупционную политику автономного учреждения
13.1. Автономное учреждение осуществляет регулярный мониторинг эффективности реализации Антикоррупционной политики. Уполномоченное лицо на основании предоставленных отчетов ответственных лиц, на которые возложены функции по профилактике и противодействию коррупции в структурных подразделениях, ежегодно представляет директору учреждения соответствующий отчет, на основании которого в настоящее положение могут быть внесены изменения и дополнения. 13.2. Пересмотр принятой Антикоррупционной политики может проводиться в случае внесения соответствующих изменений в действующее законодательство РФ. Приложение № 1 ____________________________ ____________________________ ____________________________ от__________________________ ____________________________ Адрес______________________ Тел.________________________ УВЕДОМЛЕНИЕ В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» я, ____________________________________________ ___________________________________________________________________________ настоящим уведомляю об обращении ко мне «___»________201___г. гражданина (ки) ________________________________________________в целях склонения меня к совершению коррупционных действий, а именно:________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ «___»___________201___г. _________________/_________________ Уведомление зарегистрировано В Журнале регистрации за № ________________________ «___»____________201__г. Приложение 2 ФОРМА ЖУРНАЛА регистрации уведомлений о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений
|