Изображения: Вкл Выкл Шрифт: A A A Цвет: A A A A Обычная версия
Версия для слабовидящих
Балезинский район

Из истории поселка Балезино

13 (26) мая 1895 года император Николай II подписал указ о строительстве железной дороги Пермь – Вятка – Котлас. Так на карте России появился новый населенный пункт – станция Балезино. За три года были построены вокзал, водокачка (сейчас жилой дом в конце ул. Красной) и водонапорная башня, паровозное депо с оборотным кругом, дома отдыха паровозных (сейчас локомотивных) и кондукторских (сейчас контора начальника станции) бригад, дом начальника станции Петра Даньшина и дома рабочих – железнодорожников.

Станционный поселок был небольшим – в нем жило всего 86 железнодорожников с семьями, большинство жили в соседних деревнях. Одними из первых жителей стали семьи Дементьевых, Берестовых, Белявиных, Ашихминых, Туковых, Куимовых и другие.

29 октября 1898 года через нашу станцию прошел первый поезд. Станция Балезино стала постепенно расти. Появились небольшие магазины – лабазы, при вокзале открылся буфет, которым владел купец Овсюков, с 1903 года живший в двухэтажном доме по ул. Кооперативной (на месте парикмахерской). В другом двухэтажном доме купца Никитина на первом этаже была начальная двухклассная школа. В 1917 году на месте стадиона была построена деревянная церковь, рядом построили дом священника. Несмотря на рост, станция оставалась небольшой. На месте современной площади Мира дома заканчивались, дальше до берега реки Чепцы было поле.

После революции 1917 года рабочие установили Советскую власть, но началась гражданская война. 3 июня 1919 года станция Балезино была захвачена колчаковскими войсками, но 13 июня освобождена Красной Армией. Перед отступлением белогвардейцы вывели из строя почти все станционные механизмы. Станцию пришлось долго восстанавливать.

В 1924 году на станции появились новые улицы – Лермонтова, К.Маркса, Первомайская, Жданова (Почтовая), Кирова, а ул. Советскую продлили до реки. Длиннее стали улицы Ленина, Л.Толстого, Короленко. 14 июля 1929 года был создан Балезинский район, центром которого в 1930 году стала станция Балезино. Началось время быстрого роста. В 1930 – 34 годах из окрестных сел перевезены и поставлены одно- и двухэтажные купеческие дома. В них разместились административные, партийные, комсомольские учреждения, прокуратура и милиция. Появились улицы М.Горького, Сталина (сейчас улица Мира), Пушкина, Красная.

Стала развиваться и социальная сфера. В 1919 – 20 годах молодежь станции своими силами перестроила склад боеприпасов около паровозного депо в клуб им. Кирова. В 1925 году была открыта средняя школа № 13 (№ 42, ныне № 5), в здании которой сейчас общежитие железнодорожников. А в 1936 году начала работать Районная средняя школа (школа № 1). В том же году открылся Детский сад № 1 по ул. Советской, а в доме купца Мотошкова приняла читателей районная библиотека. С 1931 года стала выходить районная газета «Коммунае сюрес» ( с 1960- х годов - «Вперед»), для ее печатания в здании церкви открыли типографию, а в 1939 году начала работать районная студия радиовещания. С 1932 года специалистов для колхозов – бригадиров, счетоводов, агротехников и ветеринарных фельдшеров – готовила открывшаяся возле льнозавода сельхозшкола. В 1932 году в жилом доме возле вокзала (на месте частных магазинов) открылась линейная амбулатория, на месте современного ЛОВД построен роддом. В 1933 – 34 годах построены здания районной больницы, а в 1939 году по ул. К. Маркса построена районная аптека (на месте детской площадки).

Быстро развивалась и промышленность. В 1928 году имелось только две кустарные артели – «Коммунар» и «Кустарь». А уже в 1929 году началось строительство Балезинской МТС (ныне РТП). В 1931 году она получила первые трактора, а год спустя – комбайны. В 1931 году начал выпускать продукции. Леспромхоз, а в 1932 году вступил в строй Льнозавод. В 1936 году на углу улиц К. Маркса и Советской построено здание районной почты с телефонной станцией (снесено в 2002 году). Станция быстро росла. К 1938 году в Балезино жило уже больше 8 тысяч человек, и 26 октября 1938 года станции Балезино был присвоен статус рабочего поселка (поселка городского типа). Первые выборы депутатов поселкового совета прошли 31 декабря 1938 года.

В годы Великой Отечественной войны развитие поселка временно приостановилось. Сюда эвакуировали предприятия, учреждения и жителей захваченных гитлеровцами областей. В здании школы № 1 располагался госпиталь для раненых, а в здании интерната школы был временно размещен Детский дом для детей блокадного Ленинграда. В поселок так же эвакуировали контору и леспромхоз треста «Главсахар», Военно – музыкальную школу, два спиртозавода. Размещением эвакуированных занимался поссовет, председателем которого в 1942 – 46 годах была Широкова Наталья Степановна. Жители поселка в годы войны внесли огромный вклад в строительство железной дороги Ижевск – Балезино.

После войны поселок снова стал расти. В 1946 году началось строительство Завода строительных материалов и Литейно – механического завода. Уже в конце 1948 года они начали выпускать продукцию. В 1952 году началось строительство Комбината «Девиз» Госрезерва СССР. Появились новые жилые микрорайоны за железной дорогой. В 1949 году улицу Кооперативную покрыли брусчатой мостовой.

Детей стало больше, и в 1957 году открылась школа № 2 на Лесобазе, а в 1963 году – школа № 3. В 1960 году для школы № 1 построили новое, кирпичное здание, а в 1975 году в новый корпус переехала школа № 42 (№ 5). Для отдыха людей в 1950- е годы открылись клубы на льнозаводе и на лесобазе. В 1965 году построен кинотеатр «Мир», а в 1975 году – РДК «Дружба». Для школьников в 1954 году открыли Дом пионеров (ЦДТ), а в 1962 году – Музыкальную школу (ДШИ). В районной больнице вместо деревянных бараков в 1965 году построено каменное здание поликлиники, а в 1970- е годы построили корпуса инфекционного, хирургического отделений и роддом.

В эти годы большой вклад в развитие поселка внес председатель поссовета в 1958 – 68 годах Князев Александр Иванович. Под его руководством проводилось благоустройство поселка, построен водопровод до самых дальних улиц, появились первые каменные благоустроенные жилые дома, в том числе в 1965 году построили первые пятиэтажки. Для выполнения большого количества строительных работ в 1952 – 1968 годах появились строительные организации ПМК – 8, МПМК – 1089, СМУ, РСУ и другие.

К 1965 году весь поселок был полностью электрифицирован, первые улицы получили асфальтовое покрытие. В 1968 году появилась первая централизованная котельная, в этом же году открыли движение автобусов по поселку. В 1971 году началась газификация поселка. Первые газовые плиты появились у жителей микрорайонов больницы и «Девиза».

В эти годы поселок рос стремительно. В 1968 году с ним слился поселок Чепецкий, а в 1969 году к Балезино присоединили деревню Извиль. Если в 1957 году в Балезино жило чуть более 11 тысяч человек, то в 1979 году уже 14 ,5 тысяч, а в 1989 году более 17 тысяч человек. К середине 1990- х годов население поселка достигло 19 тысяч жителей, но затем начался резкий спад – к 2005 году в Балезино осталось около 16800 жителей.



На главную